вторник, 23 ноября 2021 г.

Проблемы


Потребности
Бизнес - это удовлетворение потребностей. Если потребности нет - ее создают, воздействуя на психологию потребителя. В результате, у него возникает запрос "Мне нужно ЭТО", как готовность отдать за него деньги. Экономика - это глобальная многопередельная сеть, занятая удовлетворением потребностей.
Но ресурсов потребителя не хватает на все потребности, которые стремится удовлетворить бизнес. Постоянный выбор между "купить или отложить" формирует в нем систему приоритетов, выстраивающую потребности по значимости. 
Конкуренция-это борьба за изменение приоритетов, чтобы усилить потребность в обладании чем-то одним, в ущерб чему-то другому. Сделать это можно с противоположных сторон: на позитиве (как прекрасно, когда ЭТО есть), или на негативе (как плохо, когда нет). 
 
Проблемы
Проблема - это неудовлетворенная потребность; когда нет потребности - нет и проблемы. Создав проблему, создаем и запрос на ее решение, а значит - потребность и будущие деньги. 
Вместе с требуемой проблемой, всегда возникает веер других, которые могут быть желаемы, нежелаемы или нейтральны как для создателя, так и для конкурентов, или тех, о ком он не думал. То есть, созданная проблема порождает не только целевую потребность, но и веер побочных потребностей, которые трудно распознать. 
С позиций теории игр, появление новой проблемы - как ход, сделанный одним из игроков. Другие игроки стремятся либо устранить угрозу, либо обратить в свою пользу. Одни стараются удовлетворить новую потребность, другие - объявить ее несостоятельной. Возникают новые проблемы и потребности, потенциал которых больше, чем у исходной проблемы. Часто они и являются целью начальной проблемы, созданной для маскировки. Отметим, что сопутствующих проблем всегда больше и они другие, чем хотел инициатор. И они никуда не деваются, когда об исходной проблеме забывают.
Иногда проблемы возникают сами. У них тоже есть причины, просто анализ причинно-следственных связей не всегда целесообразен.
Итак, число проблем безгранично. За ними стоят чьи-то интересы, но большая часть не только бесхозна, но даже неизвестна. Можно найти бесконечные потребности, если подходить к проблемам, как к "полезным ископаемым": разведка, добыча, обогащение, переработка. Это гораздо проще и дешевле, чем создавать проблему самому. 

Уровни проблем
Проблемы образуют многоуровневую иерархию, вверху которой находятся абстракции высшего порядка. Проблему "Мир несправедлив" или "Финансовый кризис" нельзя решить так как это не проблема, а "вывеска", за которой стоит целое семейство проблем. Людям свойственно путать проблемы с вывесками, на этом построено большинство манипуляций.
Проблемой является лишь то, что можно решить. Чтобы решить группу проблем, нужно либо решить каждую, либо устранить их источник - то есть найти общую проблему, при решении которой остальные исчезают. Это очень заманчивый и опасный путь "простых решений", который обычно заканчивается не решением проблем, а созданием еще больших новых. Он возможен и крайне необходим - но доступен очень немногим и требует особой осторожности.
Прежде, чем искать решение, необходимо сформулировать задачу, то есть разделить большую проблему на конкретные проблемы - то есть те, которые действительно можно решить. 
Связь  между "большой проблемой" и образующими ее "элементарными" проблемами доступна лишь специалистам. Будет трудно доказать потребителю приоритет решения этой проблемы, поскольку связь с тем, что его волнует, для него неочевидна. Тем не менее, анализ проблемы начинается с разбивки на составные части - так глубоко, как это возможно. Затем эти части нужно подготовить к обсуждению. 

Обсуждения
Обсуждение - лучший способ вовлечения. Делать это нужно так, чтобы создать интерес потребителя и заинтересованных сторон. С одной стороны, это дает потребителю возможность разбобраться, приобщиться и поддерживать к решению из чувства сопричастности. С другой - предоставляет ценную информацию тем, кого она интересует.
Кто-то должен сделать, чтобы обсуждение было не только интересным, но целенаправленным. Это конкретная работа, которая переводит энергию участников в нечто полезное, что может иметь продолжение в форме действий. В принципе, из любого обсуждения можно извлечь какую-то пользу. Проблема в соотношении "сигнал\шум": чтобы выловить крупицу идеи, нужно перевернуть завалы пустой информации. В плохо организованном обсуждении, это непосильно.
Множество обсуждений сводится к жалобам на проблему, эмоциям на несправедливость. По ним можно оценить приоритетность "вывесок" проблемы, но не информацию к размышлению.
Часто обсуждения содержат решения, далеко выходящие за сферу влияния участников. Люди предлагают ходы, которые должен сделать кто-то другой - президент, начальство, Илон Маск. Тем самым они приписывают свои ценности тому, в чьей сфере контроля, как им кажется, оно находится. Такое не работает совсем, но какие-то идеи здесь, не исключено, найти можно.
Обсуждение нужно направлять, повышая соотношение сигнал\шум. Это нужно уметь.

Преобразование проблем в задачи
В результате обсуждений, образуется набор проблем и связанной с ними информации. Это исходные данные, которые следует упорядочить, переосмыслить и преобразовать в задачи - например, используя Теорию решения изобретательских задач.
Правильная постановка задачи - половина решения. Сначала нужно определить вопрос, на который имеет смысл отвечать. Потом очертить условия и ограничения, в которым должен удовлетворять ответ. После этого, может оказаться, что ответ очевиден. Или образуется кейс, способный побуждать творческий или экономический интерес к поиску решения. 
 
Идеи
Идеи - общее обозначение интеллектуальных продуктов, возникающих в процессе работы с проблемами. Чтобы реализовать и монетизировать задачу, кейс, или решение, необходимо дополнение технических компетентностей и сфер влияния.
Идея может быть логически выведена из проблемы, либо возникнуть независимо, как резонанс на информацию. Для решения проблем в вопросах авторства необходима третейская подержка.
Идея должна быть интересной, чтобы на нее нашелся потребитель, включился процесс самоорганизации. Из одной идеи может вырасти семейство неочевидных, например:
  • создание нового устройства или метода
  • новый способ использования устройства
  • использование недокументированных возможностей метода 
Обращение с идеями
Идеи могут находиться в некоем хранилище, откуда их можно в любой момент взять на доработку или реализацию - с учетом авторских прав - и вернуть на место в прежнем или доработанном виде, если что-то не получилось. Для этого нужен маркет-плейс идей, включая устройство, интерфейс и процедуры, включая оценку стоимости и механизм купли-продажи. Таким образом возникает производство идей, возможность оплаты которых создает мотивацию для участия в цепочке, в которой они возникают. 

Продолжение

Задачи:
1. Процедура инвентаризации проблем и интерфейст упорядочения.
2. Мотивация к созданию и актуализации массива больших проблем, отслеживанию приоритетов
3. Выявление и мотивация лиц, способных декомпозировать проблемы, вести обсуждения, упорядочивать результаты, формулировать задачи
4. Как зафиксировать вклад в идею множества участников для будущей монетизации?  

Клод Хопкинс, "Моя жизнь в рекламе"
Уильям Деттмер. Теория ограничений 

#Потребности #Конкуренция #Выбор #Приоритеты #Проблемы #Задачи #Решения #Продукты #Идеи

Комментариев нет:

Отправить комментарий