понедельник, 22 ноября 2021 г.

О модели

Цепочка добавления ценности
Любую деятельность можно представить в виде цепочки. На вход поступает некий продукт, не имеющий потребительской ценности. Каждое звено производит над ним работу по добавлению ценности до получения продукта, интересного потребителю. Доход от реализации конечного продукта определенным образом распределяется между звеньями.
Обычно, в "звенья" помещают предприятия и говорят о переделах продукции. Цепочки могут сложно переплетаться и включать сотни предприятий, проблемы в каждом из которых выводят из строя всю цепочку, где оно задействовано. Об эффективности и проблемах качества предприятия знает только его менеджмент, остальные судят об этом по косвенным признакам. Получается очень непрозрачная конструкция, в звеньях которой может быть что угодно. Конечный продукт такой конструкции тоже может быть каким угодно, как по качеству, так и по цене.

Наша модель основана на прозрачности и самой цепочки, и каждого ее участника. В звеньях, за редкими исключениями, находятся конкретные люди (показаны точками), каждый из которых отвечает за определенную часть добавленной ценности звена, в которое входит. Это позволяет видеть угрозы, способные привести к дефектам качества или разрыву слабых звеньев цепи.
Модель реализует проектный подход. Часто под проектом подразумевают лишь то, что относится к реализации какой-то идеи (зеленый цвет на рисунке). Мы рассматриваем полный цикл проекта, от зарождения идеи до расчетов между участниками, которые добавили нужную ценность. 


Задел
На верхнем рисунке показано течение проекта, который непрерывно развивается от этапа к этапу, от замысла до монетизации. На практике так не бывает. Между этапами возможны перерывы, результат можно отложить, доработать, признать негодным, используют в другом месте. "Задел" означает конечный продукт звена цепи, который можно либо передать следующему звену, либо положить на некий "склад", откуда его можно достать, когда возникнет потребность.

Модель
На схеме показана модель Платформы, как цепочки добавленной ценности с заделами. Технически, это две базы данных (Участники и Заделы), взаимодействие которых организует система управления проектами и расчетрная система на основе блокчейн. Подсистемы, ответственные за "заполнение" базы данных заделов и участников на схеме не показаны 

"Участник" в базе данных представлен в виде набора "Способностей". Это метрики, которые описывают специализацию человека так, чтобы очертить доступные ему проектные роли. Как и заделы, способности хранятся на "складе" в ожидании запроса на применение. 

Способность может быть одновременно востребована одним или многими запросами, временно простаивать, или не пользоваться спросом. Участник использует свои способности на свой риск,  он может открыть проект с единственным участником (собой) и создать задел - например, обозначить проблему, упорядочить информацию, написать постановочную статью. Этот продукт хранится на "складе", пока на него не обратят внимание (сами или через продвижение). 

Распределение
Задел обладает всеми свойствами товара, его можно продать, уступить, обменять, одолжить, акционировать, его можно продвигать, встраивать в цепочки дистрибьюции и логистики. Если задел интересен, появляется (или не появляется) кто-то, кого он заинтересовал. Он может сам довести продукт до монетизации, или пригласить тех, у кого есть нужные способности.
Если задел никого не заинтересовал, его можно улучшить - например, доработать до стадии концепта со структурой разбивки работ, бизнес-планом, графиком и участниками. 
Объединяясь в проект, или используя задел, его участники договариваются об алгоритме вознаграждения, как описано далее. Платформа предоставляет инструменты, гарантирующие соблюдение договоренностей в части выполнения, текущих взаиморасчетов и совладения. 

Согласование с рынком
Может показаться, что сказанное касается только движка модели: как произвести идею и довести до конечного продукта. Как в производстве: продукт ничто, маркетинг и продажи - все.
Важно понимать, что маркетинг и сбыт - тоже продукт, которому предшествует идея - просто другая. У одних это идея товара, у других - продвижения, дистрибьюции, франчайзинга или др. Важно предоставить этим людям возможность согласовать свои идеи, дополняя друг друга.
Это и есть основная идея Платформы

Комментариев нет:

Отправить комментарий